<p align="justify">Приветствуем вас в новом, свежеиспеченном выпуске <a href="https://16plus.slib.ru/igra-v-klassiku">"Игры в классику"</a>.
29 января исполнилось 165 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, врача Антона Павловича Чехова.
Поэтому мы решили поближе познакомиться с одним из самых известных его произведений.
А именно, с пьесой "Вишневый сад".
Если вы готовы, нажимайте кнопку [[Далее|Содержание]].</p><p align="justify">Ниже представлено содержание, которое позволит познакомиться с основными героями пьесы, ее сюжетом, а также заглянуть "за кулисы"</p>
<hr>
(align:"=><=")[[[Действующие лица|Персонажи]]
[[Сюжет|Сюжет]]
[["Закулисье"|О пьесе]]]<p align="justify">Ниже представлен список основных действующих лиц пьесы.
[[Раневская]]
[[Аня]]
[[Гаев]]
[[Лопахин]]
[[Варя]]
[[Трофимов]]
[[Назад|Содержание]]<p align="justify">Ниже представлено краткое содержание пьесы в 4 действиях.
Если вы готовы ознакомиться с ним, нажмите кнопку [[Далее|1]].
[[Назад|Содержание]]<p align="justify">"Вишневый сад" - последняя пьеса Антона Павловича.
Давайте же рассмотрим ее подробнее.</p>
<hr>
[[О чем пьеса?]]
[[Когда написана?]]
[[Как написана]]
[[Источники вдохновения]]
[[История публикации]]
[[Отзывы о пьесе]]
[[Почему Лопахин так поступил с садом]]
[[Назад|Содержание]]<p align="justify">Более подробно с [[сюжетом|Сюжет]] можно ознакомиться в соответствующем разделе. Здесь же мы постараемся рассмотреть, что же скрывается "за кулисами".
В первую очередь, это, своего рода, ''недосказанность''.
Пьеса не дает однозначных ответов на вопросы. Также остается "за кадром", смогут ли герои приспособиться к "дивному новому миру" или нет.
Персонажи часто не слышат друг друга. А их общение выглядит как реплики невпопад. Читателю приходится домысливать, что же имелось в виду.
Конечно же, стоит отметить пространство для ''интерпретации''.
Набоков говорил, что мир Чехова и смешной, и печальный одновременно. При первых постановках "Вишневого сада" Чехов настаивал на том, что написал комедию, а не трагедию. С этим был категорически не согласен Станиславский.
Также вариации трактовки множились из-за того, что Антон Павлович постоянно вносил правки в текст. Так, к примеру, менялся возраст Раневской.
И, лишь перейдя на поле истории, становится ясно, что за замысел мог крыться в пьесе. На страницах показан переход от старого, дворянского уклада, к новому, буржуазному.
Герои болезненно переживают утрату прошлого, связанного с садом. Их словно отрывает от реальности, они не могут принять меры, чтобы спасти свою собственность.
И, на контрасте с ними, показан Лопахин - как символ новой эпохи. Времени, где деньги и практичный подход становится выше, чем традиций и сентиментальность.
Кроме того, в "Вишневом саде" очень много ''символизма'': сам сад, звуки лопнувшей струны и удары топора. А ключ к этим символам Чехов оставляет в ремарках. Они расширяют мир, созданный автором, и служат источником дополнительной информации.
Вишневый сад - символ дворянской России. Он олицетворяет красоту прошлого, но также подчеркивает его "ненужность" в современных реалиях. Сад становится жертвой прогресса.</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">Активная работа над пьесой шла в 1902-1903 годах. В это время в России происходят тревожные события.
Тем временем, Горький пишет <a href="https://16plus.slib.ru/igra-v-klassiku/na-dne">"На дне"</a>, а Блок - "Стихи о Прекрасной Даме.
Январь 1904 - "Вишневый сад" ставят в Московском Художественном театре.
Через несколько дней начинается Русско-японская война.
А в июле 1904 года Чехов умирает...</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">"Вишневый сад" можно назвать, своего рода, продолжением чеховской прозы.
Тут присутствуют очень подробные ремарки. Зачастую, они дают больше информации, чем нужно. Если посмотреть на диалоги, то можно заметить, что они больше похожи на случайные реплики, чем на осмысленную беседу.
Кроме того, стоит отметить, что Антон Павлович отдал на откуп читателю мотивы, которые движут героями. В пьесе нет четкого представления, отчего и почему. Понять мотивацию и поступки должен сам читатель. Полная свобода действия.
Еще одним интересным моментом является то, что даже жанр пьесы можно трактовать по-разному. Так, сам Чехов считал "Вишневый сад" комедией. Режиссер Станиславский, наоборот, трагедией.
Подобные приемы дают неограниченное пространство для творчества, которым активно пользуются режиссеры.</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">В большей степени Антон Павлович оглядывался на свою же прозу. Именно из рассказов он взял технику построения диалогов, описания быта и многое другое.
К тому же, писателя можно по праву считать новатором. Он не использовал классических персонажей, ставших традиционными в драматургии. Вместо этого он вывел тип героя, которого можно назвать "чеховский интеллигент".
В "Лекциях по русской литературе" Владимир Набоков дает определение этому понятию:
//Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, благу всего человечества, но в частной жизни неспособным ни на что дельное; погрузившим свою захолустную жизнь в туман утопических грез; точно знающим, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все глубже тонущим в грязи надоев шего существования, несчастным в любви, безнадежным неудачником в любой области, добрым человеком, неспо собным творить добро.//
Кроме того, пьесы Антона Павловича сравнивали с европейским символизмом. Однако, утверждение о том, что, прежде всего, Чехов сам повлиял на себя, можно считать правдивым.</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">Чехов работал над пьесой даже после того, как она была отправлена в журнал. Более того, он вносил правки даже после премьерного показа. И того же требовал от режиссеров спектаклей.
Скорее всего, Антон Павлович, будучи тяжело больным, понимал, что это его последнее произведение.
Первая публикация "Сада" состоялась в 1903 году в сборнике товарищества "Знание".
В конце мая 1904 года "Сад" вышел отдельной книгой в издательстве А.Ф. Маркса, с которым работал Антон Павлович.</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">Первые отзывы были больше направлены на анализ социально-исторических вопросов: уход на задворки истории дворянской России, а также переходное состояние общества.
''А. И. Куприн:''
//"Был я недавно на Волхове в одном запущенном старом дворянском гнезде. Хозяева разоряются и сами над собой подтрунивают: "у нас „Вишневый сад"!"..." //
(А. И. Куприн – А. П. Чехову, май 1904 г.)
''В. А. Тихонов:''
//"Пьеса Ваша „Вишневый сад" для меня вдвойне интересна, так как мне, много вращавшемуся и вращающемуся в этой среде, приходится видеть падение помещичьей жизни, идущее crescendo к худу или добру "деревни" - еще большой вопрос..." //
(В. А. Тихонов (читатель из Рязани, врач) – А. П. Чехову, 24 января 1904 г.)
Чаще всего звучал упрек в том, что автор любуется безволием собственных героев. Что он не предлагает чего-то нового.
''Отзыв в газете "Русский листок": ''
//"Неужели в нашей жизни все так нудно и тоскливо?"//
(рецензент под псевдонимом Энне, "Русский листок", 21 января, № 20)
''М. Горький писал:''
//"Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева "Вишневого сада" – эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, – паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни. Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и – бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.
<...>
Проходит перед глазами бесчисленная вереница рабов и рабынь своей любви, своей глупости и лени, своей жадности к благам земли; идут рабы темного страха пред жизнью, идут в смутной тревоге и наполняют жизнь бессвязными речами о будущем, чувствуя, что в настоящем – нет им места...
<...>
Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живете, господа!»." //
(М. Горький, "А. П. Чехов", 1905 г.)</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">Бытует мнение, что Лопахин - так называемый человек дела. Ему не понять сантименты Раневской.
Там, где женщина не готова прислушаться к голосу разума, мужчина просто претворяет свою идею в жизнь.
Еще одна интерпретация - самоутверждение крестьянского сына, чьи предки были крепостными в этом самом имении.
<blockquote>«Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню»</blockquote>
Однако имеет место третий вариант: Лопахин купил имение, чтобы отомстить Раневской, в которую безответно влюблен. Эту трактовку очень часто используют в постановках. Лопахин ждал приезда помещицы, осыпал ее комплиментами, занимал деньги и многое другое. Но, как это часто бывает, женщина не прислушалась к знакам внимания. Не оценила порывы Лопахина. К тому же, она пыталась сосватать мужчине свою приемную дочь Варю - девушку хорошую, но глупую и богомольную.</p>
[[Назад|О пьесе]]<p align="justify">Действие 1.
Начало событий - май 1904 года.
Помещица Любовь Раневская и ее дочь Аня вернулись на Родину после 5 лет жизни за рубежом во Франции. Дома их ждут ну очень неприятные события.
Дело в том, что помещица и ее брат Гаев разорены. Их имение с красивым вишневым садом выставляют на аукцион за большие долги. Ситуацию накаляют и сроки - если не закрыть задолженность, то через 3 месяца имение будет продано.
Раневская долгое время дружит с богатым купцом по фамилии Лопахин. Его путь можно смело назвать путем "из грязи в князи". Родители Лопахина когда-то были крепостными у родителей Любови Андреевны. А своего нынешнего положения мужчина добился упорным трудом без чьей-либо помощи.
Именно купец советует своей подруге вырубить сад, а землю сдать в аренду под постройку дач. По его мнению, этот план должен спасти женщину от разорения.
Однако помещица (вместе с братом) наотрез отказывается от предложения. Ведь с садом у нее связаны очень яркие и светлые воспоминания. По сути, вишневый сад - символ детства и юности Раневской.
Лопахин, меж тем, дает время на раздумья, а сам уезжает на три недели.</p>
[[Далее|2]]<p align="justify">Любовь Андреевна Раневская - главная героиня пьесы. Владеет имением и вишневым садом.
Характеризуется как щедрая, образованная женщина. Однако, со временем, эти черты характера меняют "окрас", превращаясь в транжирство и недальновидность.
В прошлом женщина была богата, но, как это водится, состояние ее уменьшилось. Она отдает себе отчет, что излишне сорит деньгами, но остановиться не может.
Любовь Андреевна любит Россию. Она плачет, когда видит знакомые с детства места и просторы.
Вишневый сад для женщины - ее жизнь, молодость, счастье. Именно поэтому она отказывается вырубать его.
У Раневской две дочери - родная дочь Аня и приемная дочь Варя.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Девушка 17 лет, которую можно считать обедневшей дворянкой.
Аня дружит со студентом [[Петей Трофимовым|Трофимов]]. Они очень много разговаривают о счастье и свободе.
И эти беседы очень сильно влияют на девушку. Она все чаще задумывается о счастье.
Девушка смело смотрит в будущее и не боится перемен, в отличие от родительницы.
Благодаря юноше, Аня хочет учиться и работать.
В конце решает поступить в гимназию.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Леонид Андреевич Гаев - брат Раневской.
Также как и сестра, является разорившимся помещиком. По словам свидетелей, все свое имущество мужчина проел на леденцах.
Отличительными чертами являются теплые чувства к выпивке и еде. Эти недостатки подмечает сестра.
Помимо этого, мужчина очень болтлив. Но он отдает себе отчет в этом.
Леонид Андреевич также любит играть в бильярд. Эта страсть настолько крепка, что он использует бильярдные термины даже в обычных беседах.
По словам племянницы Ани, Гаева очень уважают и любят.
Однако Лопахин придерживается другого мнения. Купец искренне считает Леонида Андреевича очень ленивым и легкомысленным человеком.
Так, Гаеву досталось место в банке, где тот спокойно может получать шесть тысяч дохода в год, но окружающие не верят, что герой оценит такой подарок судьбы и удержится на этом месте
В критический момент эти черты отчетливо проявляются. Гаев, находясь на грани разорения, отказывается внять советам Лопахина. Причина проста - он считает дачников "пошлым" явлением.
Мужчина клянется честью, что имение не будет продано. Однако, все мы знаем итог. Это обещание оказывается пустым.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Ермолай Алексеевич Лопахин - один из главных героев.
Мужчина родом из мужицкого сословия, который стал богатым купцом. У него отчетливо прослеживается предпринимательская жилка.
Характеризуется как расчетливый и практичный человек. Умен, трудолюбив.
Пожалуй, к единственному минусу стоит отнести отсутствие хорошего образования. Лопахин действительно малограмотный человек.
Герой получает удовольствие от покупки имения, в котором его отец был крепостным.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Действие 2.
Время неумолимо бежит вперед.
Любовь Андреевна не вняла рекомендации Лопахина и продолжает жить "на широкую ногу". Мужчина вновь наведывается в гости и продолжает напоминать о своем предложении.
Помещица и ее брат лишь отмахиваются от Лопахина. Для них существует только один вариант решения проблемы - так называемое "чудо". Должно само произойти нечто чудесное, что спасет Раневскую от разорения.
В конце дня Лопахин в очередной раз напоминает, что 22 августа все будет кончено. Именно на эту дату назначены торги. А значит, настало время решительных действий.</p>
[[Далее|3]]<p align="justify">Действие 3.
Роковой день настал... День торгов.
Раневская с грустью ждет вестей: чем же все закончится.
Чтобы прогнать тревожные мысли, она решает устроить танцы. А также зовет оркестр. В этом странном состоянии проходит день помещицы.
Вечером с торгов возвращаются Гаев и Лопахин. Вести ужасающие - имение продано с торгов. Но есть нюанс...
Именно Лопахин и выкупил столь дорогое и значимое для Раневской место. Теперь он - полноправный владелец вишневого сада и земли.
Мужчина жалеет помещицу за ее глупость. Но в глубине души он неимоверно рад столь выгодной сделке. Не в силах сдерживать эмоции, Лопахин просит оркестр играть громче. А Раневской остается лишь рыдать...</p>
[[Далее|4]]<p align="justify">Действие 4.
Лето прошло, уступив место октябрю.
В имении полным ходом идут приготовления к отъезду. Под аккомпанемент топоров, которые рубят вишневый сад.
Раневская нервничает: она спешит на поезд, который доставит ее в Париж. А там ее уже заждался возлюбленный.
Гаев собрался устроиться на работу в банк.
Приемная дочь Раневской - Варя - находит пристанище в качестве экономки у знакомых.
Аня же собирается учиться в гимназии.
Семейство уезжает на вокзал. А имение закрывают до весны.</p>
[[Назад|Сюжет]]<p align="justify">Варя - приемная дочь Раневской. Девушка 24 лет.
Ее можно охарактеризовать как максимально "приземленного" человека. Она живет в реальном мире, не витает в фантазиях.
Варя ведет хозяйство в имении.
Девушка влюблена в Лопахина. Но скромность не дает ей признаться в чувствах первой. К сожалению, ответных действий со стороны мужчины девушка не смогла.</p>
[[Назад|Персонажи]]<p align="justify">Петр Сергеевич Трофимов - бедный студент 26-27 лет.
Трофимов - бывший учитель погибшего сына Раневской.
Он - "вечный студент", который никак не может закончить курс.
Трофимов - идеалист, который никак не может вписаться в обыденную жизнь. Он очень много думает о социальной несправедливости и судьбе Родины. Он стремится к "высшему счастью".
При всем этом, он получил достойное воспитание и умеет вести себя в обществе.
Дружит с Аней Раневской.</p>
[[Назад|Персонажи]]